Любому и любой из относящихся к типу, по результатам качественного обследования грамотным специалистом, знающим, что искать, можно диагностировать минимальную мозговую дисфункцию (ММД). И обычно при обследовании находится след либо родовой, либо внутриутробной травмы, обеспечившей условия для возникновения проблемы.
В бытовом изложеннии ММД значит: - слегка "гуляющий" почерк (от почти нечитаемых каракулей до каллиграфического начертания в одном и том же исполнении в разные дни); - слегка неаккуратное движение в пространстве (от резковатых поворотов и рискованных огибаний препятствий до откровенного считания углов плечами и коленями в одном и том же исполнении в разных ситуациях); - несколько туговатое ориентирование в хитросплетениях человеческих чувств и эмоций (об этом будет отдельный пост); некоторые сложности с исполнением жизненных планов (об этом тоже напишу отдельно); еще много разного и интересного в разных сочетаниях, из чего, собственно, и складывается медвежье поведение как таковое.
Невропатологи обычно не считают это болезнью, и только в подростковом возрасте соглашаются наблюдать таких школьников, как правило, по настоянию родителей. Считается, что все это никак не мешает социализации и нормальному течению жизни. Возможно, для медведя, который формируется как личность на фоне нелеченой и некомпенсированной ММД, это и вправду так. Но человека в таких условиях вырастить не удастся.

Поведение и привычки
Медведь на первый взгляд кажется очень основательным и обстоятельным существом.
Медведица кажется такой в еще большей степени.
Но если посмотреть повнимательнее...
Медведь никогда не начнет что-либо делать, прежде чем для него станут ясными все, включая самые мелкие, обстоятельства процесса, возможных результатов, вероятных побочных последствий, имеющихся (и способных возникнуть) препятствий, имеющееся в действительности количество ресурса... надоело мне перечислять, короче.
Есть, правда, вариант условий, в которых медведь все же начнет что-то делать и будет весьма шустр и быстр, еще и очень ловок. Это когда все УЖЕ валится, и прямо на голову. Когда все остальные (не медведи) уже смирились с судьбой и только поворачивают черепушку так, чтобы ее сразу раскололо падающими обломками. Медведь в этих условиях не только спасется сам; он еще спасет всех, в ком кровно заинтересован. И все, что ему жизненно необходимо, медведь между делом успеет прихватить и рассовать по своим и чужим карманам.
Медведь - весьма любознательное создание. Но не любопытное. Он любит, чтобы информация приползала сама или лежала в заначке и ждала, пока медведь найдет на нее время. А он найдет - в течение ближайших трех-пяти лет, обязательно.
МЕдведя невозможно ОТУЧИТЬ что-то делать; его можно только НАУЧИТЬ ЧЕМУ-ТО НОВОМУ. И то до определенного возраста. Потом аналогов в опыте набирается достаточно, чтобы компилируя их, решить любую (ну почти) жизненную задачу, и медведь становится менее обучаем. Хотя природная любознательность побуждает его расширять коллекцию знаний, умений и навыков до момента вступления в возраст старости. Тогда он начинает передавать опыт.
Медведь довольно требователен к кругу общения - потому что, по уже перечисленным свойствам, обновления в нем производит весьма редко и только под давлением обстоятельств.
Медведь довольно неприхотлив в быту и способен обходиться минимумом удобств. У медведицы требования чуть выше, пока нет детей, но как только дети появляются, трабования медведицы к условиям жизни возрастают на порядок.
Бытовой консерватизм медведей тоже довольно высок: рецепты блюд, привычных с детства, составляют основу кухни взрослой медведицы, ее манера ведения хозяйства будет нести отпечаток хозяйственных привычек ее родительского дома, а гигиенические привычки медведя могут не меняться "со школы" "с армии" "со свадьбы" и с прочих важных точек отсчета. Молодые медведи более подвижны в привычках и менее консервативны - при одном условии: если они рано покидают родительский дом и начинают жить собственным домом. Медведь, проживший с родителями до 25 лет - уже довольно косное создание. Не и для него еще не все потеряно. Медвежье свойство добирать информацию и дополнять имеющиеся знания, умения, навыки, меняя их характер и эффективность, сыграет роль даже и в условиях жизни взрослого медведя в родительском доме.

Мечты и жизненные планы
Медведь никогда не начнет что-либо делать, прежде чем для него станут ясными все, включая самые мелкие, обстоятельства процесса, возможных результатов, вероятных побочных последствий, имеющихся (и способных возникнуть) препятствий, имеющееся в действительности количество ресурса. Это их общая черта. При этом если медведь может сидеть и ждать у моря погоды месяцами, то медведица вынет из вас душу, выясняя нужные ей детали СЕЙЧАС. Или просто перестанет учитывать ваше присутствие в ее окружении. Прикрывайтесь сами, как знаете.
Один Медведь уточнил: "Медведь выясняет в деталях "нормальный" ход процесса.
Сперва процесс должен быть представлен - ПОЛНОСТЬЮ! - и только потом осуществлен.
Кроме того, Медведь выясняет возможные нарушения в ходе процесса:
- в общих чертах - к чему может привести данное отклонение,
- подробнее - как распознать отклонение во время процесса, и
- ОЧЕНЬ ПОДРОБНО - как скомпенсировать.
Не обязательно выяснять в деталях все "неправильные" ветки сюжета - их можно сгруппировать по схожести "признаков что все пошло не так" и способов устранения (и на этом сильно экономится размер модели).
Без этого упрощения Медведь был бы вообще неспособен к деятельности.
Если процесс в принципе не может быть представлен полностью (предполагает участки "действий по обстоятельствам", когда ни действия, ни обстоятельства заранее неизвестны), то Медведь способен разделить задачу на "до участка по обстоятельствам" и "после участка по обстоятельствам".
Наличие "неалгоритмизированного" участка Медведя нервирует - но если этот участок в рамках процесса изолирован (и предусмотрен этап компенсации ошибок этого участка), то с напрягом в принципе можно справиться".
Ага. Наверное. Возможно, именно с ЭТИМИ особенностями медведей связано их активное нежелание начинать новую деятельность в условиях сомнительного состояния здоровья. В Петербурге (сегодня сопли, завтра бронхит, через неделю зацветет верба и снова будут сопли) это приводит к УДИВИТЕЛЬНЫМ результатам; не знаю уж как у других благословенных уголках планеты. Сейчас начну, вот только прочихаюсь (пройдет горло, ликвидируется недосып, заткнется ноющий зуб, кончится ноябрский дождь, январский мороз, февральский ветер). И НЕ НАДО МЕНЯ ПОДГОНЯТЬ! Я уже в процессе, вот сейчас встану, а если ты будешь меня торопить, то будет только медленнее...
И НЕ СМЕЙТЕ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ БЕЗ МЕНЯ! потому что это МОЙ участок работы...
На медведя невозможно рассчитывать в чем-то крупном. На него вообще, по моему, лучше не рассчитывать. Но отделаться от него еще труднее, чем его расшевелить, поскольку попытка прервать отношения с медведем воспринимается им как чрезвычайная ситуация, и уж тут медведь становится весьма активен и шустр. Правда, как правило, слишком поздно для отношений.

Медведи в зимнем состоянии
Вовсе не обязательно на дворе зима, если медведь в "зимнем состоянии". Это бывает и летом тоже. Как "зима", так и "лето" - это ВНУТРЕННЕЕ состяние медведя.
Обычно медведь в "зимнем состоянии" лежит, медведица сидит.
Исключения делаются только для минимума времени, необходимого для содержания в порядке медвежьего пространства и медведя собственно.
Все остальное время медведь либо впитывает информацию из среды, либо думает. Иногда у медведя в зимнем состоянии возникает необходимость обсудить надуманное с кем-то, и тогда он (и она) либо приглашает гостей, либо (что сильно реже) выбирается в гости. Потом опять думает. Чем глубже зима в медвежьей голове, тем меньше заметно извне, что медведь как-то вообще заинтересован в повседневной реальности. Книги (политика, философия, математика, фантастика, фэнтези, эзотерика и другие глобальные и несиюминутные направления), интернет (у кого есть), телевизор (каналы Рамблер, культура, и прочие вкусности), паззлы, наконец. Медведицы более практичны: у них есть еще кулинарные книги (медведи, впрочем, тоже... не чужды, в общем), кройка и шитье, нетрадиционная медицина - и подруги, которые всегда рядом, как правило. У медведицы зимняя жизнь все же более связана с заботами каждого дня, чем у медведя.
Но общее у них важнее различий: зима медведю для того, чтобы мечтать. Мечтает медведь, как правило, общепланетарными категориями, ну государственными, как минимум.
И пока не намечтает в своей голове весь мир - с полями и горами, морями и реками, войнами и стройками века, политикой и шоу-бизнесом, писателями и киллерами... - короче, пока ВСЕ не придумает - не простнется и с места не встанет. И ничего нового делать не начнет. Да и старое заканчивать не будет, если перед зимой почему-то отложил.

Медведи в летнем состоянии
Это очень быстрые и решительные медведи. У них весь мир в лапах, и его СРОЧНО нужно довести до ума, чтобы нормально зимовать. Все окружающие имеют нехитрый выбор: либо помогать медведю (а ваши дела подождут) либо убраться до того, как вас заметили и оценили вашу способность к участию в доведении до ума всего мира, как он видится медведю.
Качество выполненной работы будет как минимум ОЧЕНЬ хорошим, в этом мир может даже не сомневаться.
Но все, что делается, будет делаться только исходя из представлений данного медведя о правильном положении вещей. Например:
-Только летний медведь может влезть в разборку орочьей супружеской четы, наладившейся бить посуду друг другу об голову и при этом не только полагать, что делает им добро, но и надеяься остаться целым и - и более того, сохранить дружбу с этой семьей.
-Только летний медведь способен взяться чинить бачок в школьном туалете, свернутый его медвежонком, закрыть туалет на три дня (в учебное время, в будни) и сделать там евроремонт. К счастью, это было в другой школе, не там, где я работала - но радовалась вся школа.
Только летний медведь может догадаться принести в подарок другу полное собрание советских мультфильмов на CD и показать малолетнему сыну друга, ЧТО ИМЕННО подарено папе. А потом он поймет, что он сделал - но будет поздно.
Только летний медведь звонком выдернет вас из ванной и будет описывать три варианта искомой вами палатки и заодно адреса магазинов, где он прямо сегодня их видел, не давая вставить слово, аж пока ангина в вашем горле не вступит в свои права.
Только летний медведь, ведя полигонную игру, пошлет вас на фиг с вашей горячей едой, не выбирая выражений, и не поймет, что собственно вас так обидело - он же тут не фигней какой-нибудь страдал...
Ну и так далее. Прикройтесь, короче, и не высовывайтесь до зимы. Зимой по медведю временами даже ходить можно - ничего он на это не скажет.

Штучки и шуточки
По лицу медведя и медведицы вы - даже если вы высший вампир - вряд ли догадаетесь, что у собеседника на уме НА САМОМ ДЕЛЕ.
Они, наверное, и сами до конца не уверены, это у них такой розыгрыш или очередной эксперимент. И поэтому когда вы общаетесь с ними, будьте готовы к тому, что вы можете стать объектом медвежьего юмора - и не понять этого. То есть сразу. А вот через год, когда медведь при вас будет пересказывать эту ситуацию кому-то третьему, вы и поймете, что над вами знатно пошутили. Но обижаться уже будет как-то неловко.
Выражение лица медведя, который с вами общается, похоже на китайскую шкатулку, содержащую в себе еще одну, внутри которой еще одна, и так раз десять. Что бы ни было на поверхности, сквозь всегда виден второй и третий слой, и понятно, что они там не последние. С поведением - и особенно с его мотивами - совершенно то же положение вещей. Это свойство начинает проступать в медвежьем поведении лет с десяти - одиннадцати, и остается с медведем до его смерти. Поэтому угадать по выражению медвежьего лица истинное настроение медведя невозможно. И не пытайтесь.
Итонация, выбираемая медведем для своего высказывания ВСЕГДА скорее подчеркивает его содержание, чем соответствует ему. Так играла Гундарева, так играет Абдулов. Так брал интервью и делал репортажи Артем Боровик. Не ищите в их интонациях настроение: это только инструмент для оформления текста. Исключение может быть только одно: медведь УЖЕ атакует. Тогда он абсолютно прозрачен, до самого дна, кроме гнева там вряд ли что-то есть. Но как только он остынет и придет в себя, снова полутона и тени его интонаций и мимики - как правило, очень богатой и живой мимики - запутают вас до полного непонимания мотивов и настроения медведя.
Если медведь берется рассказывать что-то смешное, не ешьте и не пейте в этот момент. Они, как правило, действительно очень смешно рассказывают что угодно. Особенно забавные истории из жизни окружающих.
ПРИМЕЧАНИЕ: шуток над медведями медведи не понимают. Если вы решили подшутить над медведем, будьте уверены, вам это просто так с рук не сойдет. Вам запомнят и припомнят, с вами рассчитаются по полной. Может, это будет объект вашей шутки, может, случайный свидетель, по стечению обстоятельств оказавшийся медведем. Может быть, это случится лет через десять, может - раньше. Спасти вас может только одно обстоятельство: медведь решит с вами не связываться, чтобы не ронять свое достоинство. Для этого вы должны быть либо гоблином (не высшим гоблином), либо профессиональным шутом, либо спившимся и деградировавшим люмпеном, элементом дна. Разобраться с остальными медведю не зазорно.

Как воспитать?
Родовая травма или внятная, качественная инфекция с последствиями все же очень желательны: это база, без которой ОЧЕНЬ трудно получить хорошего медведя. ММД, впрочем, тоже подойдет.
А дальше все просто.
- Дорастите ребенка до возраста шустрого и увереного самостоятельного ползания и неуверенного, но активного хождения на двух ногах.
- Предоставляете своей детке площадку для экспериментов, отвечающей одному критерию: относительная безопасность для жизни и здоровья. Игры с ребенком и активное общение с ним не помогут вам воспитать именно медведя: высокая речевая активность не есть необходимое свойство для формирования этого типа характера.
- Присутствуете рядом на таком расстоянии чтобы слышать все мяки и вяки и видеть все передвижения ребенка, и чтобы отслеживать все его взаимодействия с окружающими объектами и явлениями.
- Но вмешиваетесь в ситуацию только тогда, когда слышите и видите, что ребенок не просто не справляется с ситуацией, а еще и может себе серьезно навредить.
- Утешая ребенка в его детских бедах, используйте чаще прикосновение, чем речь. Вообще, лучше сделать речь второстепенной, а прикосновение и совместную деятельность - ведущим инструментом общения с ребенком. Помните, что вы воспитываете не кошку, а медведя и значит, прикосновений не может быть больше, чем ребенок готов принимать и ждать от вас.
- Ничего не объясняете, пока вас не попросили, и лучше не один, а несколько раз.
- После настоятельной просьбы ребенка обясняете все подробно и снова даете возможность проверить новые знания опытным путем.
- После вступления ребенка в подростковый возраст ваша задача упрощается: нужно только обеспечивать базу для получения нового опыта (оплачивать кружки, обеспечивать расходные материалы) и не вмешиваться. Вопросов будет становиться все меньше, и наконец годам к 13 они иссякнут сами.
И больше не суйтесь в личную жизнь медведя, медведь - существо не стадное.

Медведи и личная жизнь
Схема выглядит так. Медведь - в силу своей особой растворенности в окружающем, точнее, в этоциональных и логических пластах бытия - в повседневной конкретике ориентируется... м-мм... пунктиром. Поэтому выделить в окружающем мире некий объект как отдельную часть реальности со своими свойствами ему сложно; и он замечает только самые яркие из объектов - или те, которые с детства обучен опознавать. С общением та же ситуация. Медведь - любой медведь - как правило, является элементом довольно интересного круга ярких и необычных живых.
Медведи способны опознать существо противоположного пола - а тем паче заинтересоваться им - только в двух случаях: либо конкретно это существо находится на пике активности (и занято при этом чем угодно, кроме медведя) либо у этого существа конкретные проблемы с чувством самосохранения. Лучше, конечно, чтобы оба параметра совпали, тогда медведь точно заметит такого субъекта. И опознает как существо противоположного пола, интересное и... и вообще. А вот после "и вообще" ситуация начнет развиваться предельно специфично. Медведь будет вести себя в присутствии интересующего лица согласно общепринятым нормам (как он им обучен) и стараться ничем не показать своего интереса. При этом он (а она тем более) будет ждать, что объект его внимания самостоятельно догадается о том, какие бури сейчас бушуют в медвежьей душе и что нужно, чтобы медведю стало легче жить. Но объект - по определению именно тех свойств, которые в нем привлекают медведя - и так занят по уши. Собой. И догадываться ни о чем не желает напрочь. Так может тянуться месяцами и годами, причем кажый случайный (теорию вероятности не отменишь, все со всеми общаются) знак внимания, перепавший ему, медведь будет расценивать как улучшение его личной ситуации. Периодически он будет впадать в печаль и грусть по поводу того, что лето с бабочками и ягодами никак не наступает, а все зима да зима, но выяснить ситуацию так и не решится. При этом окружающие вряд ли догадаются, что с ним творится - медведь себе как медведь, что с ним станется-то. Когда предмет его интереса, не подозревая о медвежьих чувствах и планах, и видя в медведе доброго приятеля с несколько необычным характером, поделится с ним своими планами на личную жизнь (типа, свадьба через месяц), медведю будет ОЧЕНЬ плохо. Но высказать свои чувства по адресу - а особенно вовремя - он так и не решится.
Вторая половина темы, не менее неприятная - партнеры, которые имели несчастье увлечься медведем или медведицей. Медведь уделяет внимание партнеру по остаточному принципу - в тот момент, когда он случайно увидел часть окружающей реальности и нашел свою пару рядом. Все попытки живых, связавшихся с медведями, добиться какого-то постоянного уровня внимания выше получаемого, будут натыкаться на глухое сопротивление в лучшем случае. Кончаются такие отношения закономерным разрывом - более самодостаточный партнер уйдет сам, более зависимый постороит свое поведение так, что уйдет медведь. И после этого медведь со стонами, ворчанием и жалобами начинает размышлять, а как же так случилось, что он теперь один. Была же пара, вот совсем недавно была. Если партнер был настолько самодостаточен, что ушел сам, медведь будет пытаться его вернуть - и накосорезит при этом так, что больше его не захотят видеть. Медведица в этом случае выходит на открытый конфликт и остается у убеждении, что инициатором разрыва была все же она - от этого ей легче. Особенно, если у нее уже есть ребенок.
Добавьте к этому страшную силу медвежьей харизмы - и картина будет завершена. Отношения с медведем - это очень тяжело. Но, как правило, это конечная ситуация, что не может не обнадеживать.

Медведи и школьный возраст
С первого взгляда эти дети (и даже подростки) кажутся спокойными и обстоятельными. Сверстники их либо держат за что-то вроде "точки отсчета" - вроде бы он и не в процесе общения, но здесь, рядом и... это как бы критерий, по которому всегда можно сориентироваться на местности школьного общения, либо - и это такой же распространенный вариант - нещадно дразнят. Есть, правда, уникумы. Одни из них ухитряются освоить дразнение как инструмент воздействия на окружающих. Им под дурное настроение опасаются попасть и учителя... Другие - солнечные и на первый взгляд очень открытые - с первого и по последний класс роскошно живут в роли всеобщих любимцев, мирят одноклассников с учителями и учителей с однокласснками, учащихся с первого класса по последний одаряют когда хорошим советом, когда улыбкой, когда разговором по душам, в начальной школе их все старшеклассники готовы таскать на руках, в старших классах все первоклашки виснут на них. Но медвежья общая черта - отстраненность от происходящего - видна и у них. Просто именно к ЭТИМ никто не хочет присматриваться. Медвежья харизма - страшная сила.
Это вовсе не значит, что медведи отличаются тем здравомыслием, которое им часто пытаются приписать. Когда у них слетает крыша - а это всегда происходит неожиданно и бурно, в два-три дня и на довольно долгий срок - можно сразу объявлять стихийное бедствие. Просто по ним незаметно, что именно происходит у них внутри, пока оно не выплеснется наружу и... и лучше наблюдать это с безопасного расстояния, в хороший морской бинокль. Особенно погано бывает, когда родители пытаются урегулировать медвежонка, которого уже понесло. Перепадает и одноклассникам, и учителям, и, бывает, родителям. Одной маме, которой отлетело от дочки пару раз хорошо-не-руками хорошо-не-по-зубам, я подробно рассказала все про нервную систему подростка в период полового созревания, про депрессии и "черные полгода" (есть такой период в пубертате) - и посоветовала общатся с дочкой только в положительном ключе и только на нейтральные, не школьные темы. Кары небесные, положенные мне как классному руководителю за это решение, я приняла. И через год девицу было не узнать - спокойная, в меру активная, со специфическим медвежьим юморком...
Основная беда медведей в школе заключается в том, что школьная действительность предполагает почти легальное существовани некоторых форм общения, изначально неконструктивных, и все знают, что это так. Особенно хороши варианты "сделайте мне красиво ВЧЕРА", и школа, кстати (любая школа) умеет обучить этому и родителей, в довольно коротий срок. Впрочем, назначение виноватых в какой-то нештатной ситуации тоже классная примочка. Но все пытаются к ним адаптироваться, как умеют. Только не медведи. Медведям от этого плохо. Они этого не понимают и не хотят принимать. Они понимают только конструктивность и готовы начать значительное действие только после обстоятельного обсуждения. И они не понимают несправедливости. В этих условиях запас внутренней устойчивости значит очень много даже для ллири. Но у медведей он - как и у многих оборотней - в принципе невелик. И естественно, когда кончается запас внутренней устойчивости - а школьная действительность такова, что от ребенка требуется обратная связь только на уроке минимум по восьми направлениям из семи возможных - медведю остается либо отстраняться (и ловить неодобрение окружающих, что неприятно) либо защищаться. Упомянутые уникумы, освоившие роль всеобщих любимцев, еще как-то могут оказаться в выигрыше, хотя, бывает, отлетает и им (не все учителя - ангелы с крыльями, и справедливы не все, и даже воспитаны только многие из них). Остальные, разумеется, страдают.
Юный медведь - существо, хорошо живущее только в условиях относительной открытости в отношениях и действиях. Школа этого предоставить не может. Поэтому подростковый период медвежьей жизни часто оказывается фильмом, снятым в довольно мрачных тонах...
Некторые из них - по результатам - считают, что с этим миром можно все или почти все. И формируются в типажи вроде героя Абдулова из фильма "Гений". Некоторые всю оставшуюся жизнь ищут внешние источники хорошего настроения, конструктивности и положительных эмоций. С разной степенью успешности...